Положением о федеральном государственном земельном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 № 1081, предусмотрено 2 категории риска: средний и умеренный.
К категории среднего риска относятся:
а) земельные участки, граничащие с земельными участками, предназначенными для захоронения и размещения отходов производства и потребления, размещения кладбищ;
б) земельные участки, расположенные в границах или примыкающие к границе береговой полосы водных объектов общего пользования;
К категории умеренного риска относятся земельные участки:
а) относящиеся к категории земель населенных пунктов и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения, земель лесного фонда, земель, особо охраняемых территорий и объектов, земель запаса;
б) относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, за исключением земель, предназначенных для размещения автомобильных дорог, железнодорожных путей, трубопроводного транспорта, линий электропередач и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель сельскохозяйственного назначения;
в) относящиеся к категории земель сельскохозяйственного назначения и граничащие с землями и (или) земельными участками, относящимися к категории земель населенных пунктов;
К категории низкого риска относятся все иные земельные участки, не отнесенные к категориям среднего или умеренного риска.
Земельные участки, подлежащие отнесению к категории умеренного и низкого риска, подлежат отнесению соответственно к категории среднего, умеренного риска при наличии вступившего в законную силу в течение последних 3 лет на дату принятия решения об отнесении земельного участка к категории риска постановления о назначении административного наказания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину, являющимся правообладателями земельных участков, а также должностному лицу за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 7.1, частями 1, 3 и 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также частями 25, 26 статьи 19.5 и статьей 19.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части предписаний (постановлений, представлений, решений), выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Земельные участки, подлежащие отнесению к категории среднего риска, подлежат отнесению к категории умеренного риска при отсутствии постановления о назначении административного наказания, а также в случае отсутствия выявленных при проведении последнего планового контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований.
С целью присвоения категории риска, контрольный (надзорный) орган выносит решение о присвоении категории риска, в котором указывает обоснования принятого решения.
В случае, если объект контроля не отнесен контрольным (надзорным) органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
«Управление в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о соответствии объекта контроля критериям риска иной категории риска либо об изменении критериев риска принимает решение об изменении категории риска указанного объекта контроля», - отметила заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области Людмила Лабуткина.
Порядок изменения ранее внесенного в ЕГРН наименования объекта недвижимости
В соответствии с пунктом 1 ч. 2 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Закон № 218-ФЗ) кадастр недвижимости является частью ЕГРН, в который вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
Наименование здания относится к дополнительным сведениям об объекте недвижимого имущества и вносится в кадастр недвижимости при наличии такого наименования.
Дополнительные сведения об объекте недвижимости изменяются:
- в порядке межведомственного взаимодействия на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления;
- в уведомительном порядке (для случаев, установленных частями 2, 3 ст. 38 Закона № 218-ФЗ);
- а также с 30.04.2021 в заявительном порядке (ч. 3 ст. 8 Закона № 218-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон № 120-ФЗ)) в случаях, предусмотренных Законом № 218-ФЗ.
Таким образом, обращаем внимание, что до внесения изменений в Закон № 218-ФЗ Законом № 120-ФЗ в заявительном порядке дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе наименование объекта, не изменялись.
С 30.04.2021 частью 18 ст. 70 Закона № 218-ФЗ (в ред. Закона № 120-ФЗ) предусмотрен порядок внесения в ЕГРН дополнительных сведений о наименовании объекта недвижимости в заявительном порядке.
Положения части 18 ст. 70 Закона № 218-ФЗ применяются исключительно в случае изменения содержащегося в ЕГРН наименования объекта капитального строительства или внесения в ЕГРН сведений о наименовании в отношении объектов и на основании сведений/документов, указанных в данной норме:
- зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию;
- зданий или сооружений в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, если такое здание или такое сооружение является объектом культурного наследия и включено в указанный реестр;
- автомобильной дороги в соответствии со сведениями о наименовании, содержащимися в едином государственном реестре автомобильных дорог, если соответствующее сооружение является составной частью автомобильной дороги.
При представлении лицом, указанным в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения, либо его законным представителем заявления об изменении такого наименования, если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения, такие сведения вносятся в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления (ч. 18 ст. 70 Закона № 218-ФЗ).
Таким образом, сведения о наименовании вносятся в ЕГРН по заявлению лица, указанного в ЕГРН в качестве собственника здания, сооружения, либо его законного представителя на основании заявления об изменении такого наименования, если такое изменение не связано с их реконструкцией, перепланировкой или переустройством либо изменением их назначения.
Как зарегистрировать прекращение права собственности на недвижимость при ее сносе?
На вопрос отвечает начальник Асиновского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Томской области Людмила Елькина:
- Государственная регистрация прекращения права на объект недвижимости в связи с его сносом проводится одновременно с его снятием с кадастрового учета. После сноса объекта необходимо провести кадастровые работы. Для этого нужно обратиться к кадастровому инженеру, который в результате таких работ выдаст акт обследования.
Чтобы прекратить право собственности на объект недвижимости в связи с его сносом, нужно также снять его с кадастрового учета. Эти процедуры проводятся одновременно.
Процедура государственной регистрации прекращения прав и снятия с кадастрового учета проводится по общим правилам: нужно подготовить заявление и необходимые документы (в числе которых акт обследования). Подать их можно любым из способов:
• непосредственно в ФГБУ "ФКП Росреестра" или МФЦ, независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений и МФЦ, размещенному на сайте Росреестра, в том числе при выездном приеме.
• в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра; Для этого воспользуйтесь утвержденной формой заявления, которая применяется для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимость.
• через нотариуса, засвидетельствовавшего подлинность подписи на заявлении.
Так как государственная регистрация прекращения права на снесенный объект недвижимости и его снятие с кадастрового учета проводятся одновременно, то поэтому нужно подготовить одно заявление.
В подтверждение того, что объект снят с учета и права на него прекращены, вам выдадут выписку из ЕГРН.
Если в здании (сооружении), которое снесено, были поставлены на учет и зарегистрированы права на помещения (машино-места), то одновременно проводится снятие с кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав и на все эти помещения и машино-места.
О видах объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2022 № 1674 расширен перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300.
Речь идет о площадках для размещения автомобильных заправочных станций компримированным и (или) сжиженным природным газом (контейнерных, модульных, передвижных автомобильных газовых заправщиков, модулей разгрузки емкостей с транспортными резервуарами) и оборудования, позволяющего осуществлять заправку транспортных средств компримированным и (или) сжиженным природным газом с таких объектов, а также некапитальных сооружений (мобильные комплексы производственного быта, офисы продаж) с целью обеспечения потребностей служб эксплуатации указанных объектов, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановление вступило в силу 4 октября 2022 года.
Порядок выдачи электронной закладной взамен ранее выданной документарной
В соответствии с пунктом 8 статьи 13.3 Федерального закона от 16.07.1998 № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон № 102-ФЗ) по совместному заявлению владельца закладной или иного лица, осуществляющего права по электронной закладной, залогодателя, а в случае, если залогодателем является третье лицо, также и должника по обеспеченному ипотекой обязательству электронная закладная может быть выдана в порядке, предусмотренном названной статьей, взамен документарной закладной, которая должна быть представлена в орган регистрации прав до подачи заявления о выдаче электронной закладной.
Такое совместное заявление представляется в орган регистрации прав по правилам, предусмотренным пунктом 1 статьи 13.3 Закона № 102-ФЗ. При внесении в соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона № 102-ФЗ сведений о депозитарии, в который электронная закладная передана на хранение, ранее выданная документарная закладная аннулируется. Аннулированная документарная закладная хранится в архиве органа регистрации прав до момента погашения регистрационной записи об ипотеке.
В целях реализации и во исполнение пункта 8 статьи 13.3 Закона № 102-ФЗ обновлен функционал промышленного контура АРМ для работы с электронными закладными, который позволяет осуществить в системах замену документарной закладной на электронную, для этого в электронной закладной добавлены дополнительные поля, содержащие сведения о дате выдачи документарной закладной и дате аннулирования документарной закладной, в остальном процесс не изменяется.
Форма заявления об аннулировании документарной закладной в связи с выдачей взамен ее электронной закладной в настоящий момент не утверждена. В этой связи документарная закладная представляется в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в записи реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества Единого государственного реестра недвижимости с указанием причин аннулирования, а именно, в связи с выдачей взамен ее электронной закладной.
Заявление об аннулировании документарной закладной надлежит принимать прежде заявления о выдаче электронной закладной. Вместе с тем, заявителю рекомендовано при подаче заявления о выдаче электронной закладной указывать номер ранее поданного заявления об аннулировании документарной закладной.
Государственная пошлина за внесение изменений в запись об ограничении прав в связи с аннулированием документарной закладной и выдачей взамен ее электронной закладной не уплачивается.
Уточнены требования к составу и содержанию проектной документации лесного участка
Приказом Минприроды России от 15.08.2022 № 533 внесены изменения в Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, утвержденные приказом Минприроды России от 03.02.2017 № 54.
В частности, исключено понятие «лесопарк», включено понятие «категория защитных лесов», в новой редакции изложены минимальные территориальные единицы проектирования лесных участков, расширены основания для отказа в утверждении проектной документации лесных участков.
Так, минимальной территориальной единицей проектирования лесных участков являются лесной квартал (для заготовки древесины, заготовки живицы), лесотаксационный выдел (для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, создания лесных плантаций и их эксплуатации, заготовки древесины), часть лесотаксационного выдела (для осуществления рекреационной деятельности, видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ведения сельского хозяйства, осуществления рыболовства и иных видов деятельности, указанных в Требованиях).
Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесных участков являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка Требованиям и порядку;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований к образованию и изменению земельных участков, предусмотренных земельным законодательством.
Изменения вступили в силу 3 октября 2022 года.
Сведения из ЕГРН доступны на портале госуслуг
Вывод государственных услуг на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ, Госуслуги) – одно из мероприятий, которое включено в программу цифровой трансформации Росреестра, утверждённой в декабре 2021 года, и реализуемой совместно с Минцифры России.
Новый электронный сервис по предоставлению сведений из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на Госуслугах был запущен совместно Минцифры и Росреестром в 2021 году, когда появилась возможность получить наиболее востребованные виды выписок из ЕГРН:
• об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости;
• об объекте недвижимости;
• о переходе прав на объект недвижимости.
Сегодня на портале Госуслуг доступны уже все 18 видов выписок из ЕГРН.
Для направления запроса на получение выписки пользователям – физическим и юридическим лицам – необходимо иметь подтверждённую учетную запись на Госуслугах.
За получение выписок надо будет заплатить по установленным Росреестром тарифам.
Результат поступит в личный кабинет на портале в виде электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной подписью органа регистрации прав. Такая выписка является равнозначной бумажной версии, заверенной должностным лицом Росреестра и печатью органа.
«С помощью портала Госуслуг получить выписки из ЕГРН стало еще удобнее и доступнее для наших клиентов. Это самая популярная услуга, оказываемая ведомством. До конца нынешнего года Росреестром совместно с Минцифры планируется также вывести на портал Госуслуг услуги по кадастровому учету и регистрации прав на недвижимое имущество, предоставлению сведений Государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, включению в реестр саморегулируемых организаций (СРО) и сведений из него», – сообщила руководитель Управления Росреестра по Томской области Елена Золоткова.
Росреестр предлагает меры по повышению эффективности использования земли
Росреестр представил для публичного обсуждения проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
«Предлагаемые законопроектом изменения связаны с реализацией государственной программы «Национальная система пространственных данных». Положения законопроекта способствуют защите имущественных интересов граждан, освобождают землепользователей от необоснованных решений контрольно-надзорных органов в части оценки осуществления освоения земельного участка. Данные инициативы направлены на осуществление государственной регистрации права собственности на построенные жилые дома. Законопроект сохраняет ранее предусмотренную в Градостроительном кодексе РФ обязанность застройщика в течение 10 лет завершить строительство жилого дома и зарегистрировать права на него», - рассказала Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Указанный Законопроект расширяет полномочия заинтересованных лиц по получению государственных услуг в электронном виде, позволит дополнительно наполнить Единый государственный реестр недвижимости достоверными сведениями об объектах недвижимого имущества.
Законопроект соответствует тренду на цифровизацию - предусматривает получение государственных услуг в электронном виде, даёт возможность заверения электронного договора на выполнение кадастровых работ цифровой подписью, что позволит гражданам экономить денежные средства на нотариальной доверенности.
Указанным законопроектом предлагается закрепить обязанность собственников земельных участков использовать объекты капитального строительства в соответствии с установленным видом разрешённого использования.
«Законопроект вносит изменения и в Земельный кодекс РФ. Так, договор аренды для индивидуального жилищного строительства в качестве предмета договора должен содержать существенное условие о завершении арендатором строительства жилого дома, о подготовке и направлению в орган регистрации прав соответствующих документов для осуществления государственного кадастрового учёта и регистрации прав объекта недвижимого имущества в срок не более чем 10 лет со дня заключения такого договора, а также уведомить об этом арендатора. Во избежание двойного толкования, в законопроекте разъясняется понятие «освоение земельного участка». К числу таких мероприятий относятся: подготовка проектной документации, освобождение земельного участка от деревьев и иных насаждений, установка ограждения и т.д. В настоящий момент действующим законодательством не определён срок начала строительства, а также не установлены признаки, на основании которых можно однозначно сделать вывод о неиспользовании такого земельного участка», - пояснил Александр Огородников, председатель комитета по земельным правоотношениям Департамента управления муниципальной собственностью администрации города Томска.
Как получить копии документов
Довольно часто для оформления сделок и решения земельных споров в суде гражданам необходимо получить копии правоустанавливающих документов и документов, на основании которых сведения об объекте внесены в государственный реестр недвижимости.
«Кадастровая палата наделена полномочиями по предоставлению всех видов сведений, содержащихся в ЕГРН, в том числе в виде копий документов. Кроме копий межевых и технических планов, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию и иных документов, заявители могут получить копии договоров, соглашений, имеющихся в реестровых делах, на основании которых возникло право собственности на объект недвижимости», - отметил Виталий Файт, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Томской области.
Копии документов предоставляются в течение трех рабочих дней со дня получения запроса. По запросам нотариусов сведения предоставляются в электронной форме в течение одного рабочего дня.
Копии правоустанавливающих документов предоставляются только правообладателям недвижимости или их законным представителям. Копию документа можно получить как в бумажном, так и в электронном виде. Электронная копия юридически равнозначна бумажной, заверяется электронной подписью уполномоченного лица.
Запросить копии документов в бумажном виде можно, обратившись с заявлением в ближайший офис МФЦ.
«При наличии сертификата электронной подписи и авторизации на портале Госуслуг можно подать запрос в личном кабинете на официальном сайте Росреестра. В разделе «Мои услуги и сервисы» необходимо выбрать «Предоставление сведений из ЕГРН», после чего – «Предоставление сведений в виде копии документа», - отметила Людмила Лабуткина, заместитель руководителя Управления Росреестра по Томской области.
Вопросы о порядке предоставления сведений из ЕГРН жители Томской области могут задать по телефону: 8 (3822) 46-78-71(2011).
Специалисты Ведомственного центра телефонного обслуживания Росреестра (ВЦТО) в круглосуточном режиме отвечают на вопросы граждан по телефону: 8 (800) 100-34-34 (звонок бесплатный).